Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад?
Хотите рассказать о воспитателях?
Знаете, как улучшить питание и занятия?

МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 1" Муниципальное образование "город Свирск"

Иркутская обл., г. Свирск, ул. Лазо 4, 665420

Телефон

8 (39573) 2-26-62

Эл. почта mdou2013@mail.ru

Российское общество «Знание» запускает круглосуточную трансляцию Знание.ТВ! Можно будет круглосуточно в любое для вас удобное время послушать лекции, освоить новые навыки, окунуться в мир постоянного саморазвития! Ещё больше знаний ждёт вас на Знание.ТВ! Подключайтесь!
Ответственное родительство
Получение Государственных и муниципальных услуг
раздел "Реализация 210-ФЗ", подраздел "Предоставление услуг в электронном виде"
Контакты Аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области
664011, г. Иркутск ул. Горького, 31, каб. 105, каб. 120 Рабочие часы: понедельник-пятница: 09:00 - 13:00, 14:00 - 18:00 приемная: +7 (3952) 34-19-17, 24-21-45 запись на прием: +7 (3952) 34-19-17 электронная почта: rebenok.irk@mail.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 1  " Муниципальное образование "город Свирск"

Адрес: Иркутская обл., г. Свирск, ул. Лазо 4, 665420
Телефон: 8 (39573) 2-26-62
Эл. почта: mdou2013@mail.ru

Образование

Основная информация

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида №1"» - это образовательная организация,  осуществляющая в качестве основной цели  деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Организация реализует гарантированное гражданам Российской Федерации право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. 

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Списочный состав: 245 ДЕТЕЙ.

Уровень общего образования: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Форма получения дошкольного образования  в МДОУ № 1: ОЧНАЯ

Нормативный срок обучения: Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В МДОУ № 1: 5 ЛЕТ

Языки, на которых осуществляется образование: МДОУ № 1 реализуется на государственном языке РФ: РУССКИЙ ЯЗЫК

Образовательные программы

ОП ДО МДОУ №1

Наименование ОП ДО МДОУ №1
Программа является адаптированной нет
Государственная аккредитациянет
Языки, на которых осуществляется обучение русский
Уровень образования не указан
Нормативный срок обучения 5 лет
Форма обучения очная

Информация о численности обучающихся

Общая численность обучающихся 224
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 224
Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами 0
ОП ДО МДОУ №1
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано

Описание образовательной программы

Образовательная программа дошкольного образования (далее – ОП ДО) разработана в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад компенсирующего вида №1» (далее – МДОУ №1) в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, с учетом учебно-методического комплекса инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»[1], парциальной программы духовно – нравственного воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. – 112 с.

ОП ДО МДОУ №1 состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее – вариативная часть). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть ОП ДО МДОУ №1 соответствует ФОП ДО (составляет 60% от её общего объема) и дополнена в необходимом объеме (40%) положениями инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» и программой «С чистым сердцем», что позволяет использовать инновационные разработки и приводит к повышению качества дошкольного образования в МДОУ №1.

Цель реализации ОП ДО МДОУ №1 — «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»[2] в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

МДОУ №1 - детский сад комбинированного вида, поскольку есть 3 группы компенсирующей направленности для детей, относящихся к категории с ограниченными возможностями здоровья: дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР),  дети с умственной отсталостью (далее - УО) и имеет своей целью проведение коррекционно – развивающих мероприятий, направленных на взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного  образовательного учреждения и родителей дошкольников для преодоления трудностей  в развитии детей.  

Группы компенсирующей направленности:

- «Сибирячок», возраст от5 до 6 лет;

- «Умка», возраст от 6 до 7(8) лет;

- «Теремок», возраст 6 до 7 (8) лет.

Наряду с коррекционно-развивающей работой учреждение реализует ОП ДО МДОУ №1, осуществляет присмотр и уход за детьми в девяти группах общеразвивающей направленности:

- «Одуванчики», возраст детей от 1 года до 2 лет;

- «Тюльпанчики», возраст детей от 2до 3 лет;

- «Незабудки», возраст детей от 3 до 4 лет;

- «Колокольчик», возраст детей от 3-4 лет;

- «Огонёк», возраст от 4 до 5 лет;

- «Васильки», возраст от 5 до 6 лет;

- «Светлячок», возраст от 5 до 6 лет;

- «Сказка», возраст от 6 до 7 (8) лет;

- «Ромашка», возраст от 6 до 7 (8) лет.

Основными участниками реализации ООП ДО МДОУ №1 являются: педагоги, воспитанники и их родители (законные представители). В МДОУ№ 1принимаются дети в возрасте от 1 года до 8 лет.

Среди воспитанников МДОУ №1 есть дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), с диагнозами тяжелые нарушениями речи (далее – ТНР), задержка психического развития (далее – ЗПР), умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) (далее – УО (ИН)). Для данной категории детей в МДОУ №1 реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования.

Главной идеей АОП ДО для обучающихся с ЗПР, ТНР и УО (ИН) является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования в совокупности с преодолением недостатков познавательного, речевого, эмоционально-личностного развития детей. Следует понимать тесную взаимосвязь образовательной деятельности и коррекционно-развивающей работы. Образовательное содержание в каждой образовательной области адаптируется на основе АОП ДО для обучающихся с ЗПР, ТНР и УО (ИН), принятых в МДОУ №1 с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и достижений ребенка. При этом каждая образовательная область позволяет решать особые задачи коррекции недостатков эмоционально-личностного, речевого, познавательного развития.

Общая цель коррекционной работы, как указано в ФГОС ДО – обеспечение коррекции нарушений и разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и их особых образовательных потребностей, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; создание условий для социальной адаптации. Таким образом, основной целью программы коррекционной работы выступает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР, ТНР и УО (ИН) посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Приоритет ОП ДО МДОУ №1 — это оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий, нацеленность на создание пространства детской реализации — поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации, а также охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование двигательных навыков на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

Весь воспитательно-образовательный и коррекционный процесс в дошкольных группах строится с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей воспитанников. Осуществляется тесное взаимодействие всех специалистов учреждения

Во всех дошкольных группах МДОУ №1 созданы условия для развития и оздоровления детей. Функционируют: музыкальный  зал; уголки физического развития в группах; спортивная площадка на улице.

ОП ДО МДОУ №1 подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.

Основная цель взаимодействия МДОУ №1 с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи и повышения компетентности родителей в области воспитания.

Эффективное взаимодействие МДОУ №1 с семьями воспитанников обеспечивается за счет:

- взаимного информирования о ребенке и разумного использования полученной информации педагогами и родителями в интересах детей; общение с родителями по поводу детей – важнейшая обязанность педагогического коллектива;

- обеспечения открытости дошкольного образования (открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в образовательное пространство МДОУ №1);

- обеспечения максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, в решении организационных вопросов и пр.);

- обеспечения педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной программы  представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.

Планируемые результаты освоения ОП ДО МДОУ №1 полностью соответствует планируемым результатам реализации ФОП ДО, с учетом дополнений программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», расширяющих планируемые результаты ФОП ДО.

Согласно п. 4 ФОП  ДО в случае полного соответствия положений Программы федеральной программе, эта часть Программы оформляется в виде ссылки на ФОП ДО. Дополнительно, даются ссылки на соответствующий раздел программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», расширяющий содержание ФОП ДО. А также дополнение из программы «С чистым сердцем» стр18.

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план

Учебный план не предусмотрен

Календарный учебный график

На сегодняшний день одной из важнейших задач развития качества дошкольного образования является совершенствование образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми.

Основной целью деятельности МДОУ №1 является реализация образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Задачи:

- организация вариативных форм дошкольного образования (консультативный пункт), организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ № 1, способствующей полноценному разностороннему развитию детей в соответствии с ФГОС ДО;

- развитие научно-методического и кадрового обеспечения воспитательно-образовательного процесса в рамках внедрения и реализации Профстандартов и ФГОС ДО.

Аннотации к рабочим программам, рабочие программы

В соответствии с ФОП ДО п.14.1

Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Цель реализации ОП ДО МДОУ №1 — «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Цель ОП ДО МДОУ №1 достигается через решение задач, обозначенных в ФОП ДО, дополненных задачами программ «ОТ ОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» и  «С чистым сердцем»,воспитать в детях социальную ответственность, как обозначено в Указе Президента.

 

Успешность модернизации дошкольного образования в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными компонентами системы дошкольного образования. В современной России необходимо определить роль регионализации системы дошкольного образования, её соотношения с федеральными основами для обеспечения полноценного формирования базиса личностной культуры на ранних этапах онтогенеза. В условиях поликультурного российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества дошкольного образования. Под регионализацией образования понимается учёт историко-культурных, социально-экономических, этнографических, экологических особенностей и организации деятельности системы образования.

АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1

Наименование АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1
Программа является адаптированной да
Государственная аккредитациянет
Языки, на которых осуществляется обучение русский
Уровень образования не указан
Нормативный срок обучения 2 года
Форма обучения очная
не указано
не указано
не указано
не указано
АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано

Описание образовательной программы

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 1» (далее - АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МДОУ №1 для обучающихся с УО (ИН), разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО).

Обязательная часть АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1 соответствует ФАОП ДО в части работы с детьми с УО (ИН) и составляет 60% от её общего объема, а часть формируемая участниками образовательных отношений составляет 40% от её общего объема, разработана с учетом «Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : с методическими рекомендациями / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – 3-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2021. – 349с. (далее – Программа Е.А. Екжанова).

Структура АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1 в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.

Направлениями деятельности МДОУ №1, реализующего АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1, являются:

- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

- формирование предпосылок учебной деятельности;

- сохранение и укрепление здоровья;

- коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся;

- создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для обучающихся с УО (ИН);

- формирование у обучающихся общей культуры.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с УО (ИН) и заключений ПМПК.

Обучающиеся с УО (ИН) могут получать коррекционно-педагогическую помощь как в группах комбинированной и компенсирующей направленности, так и в инклюзивной образовательной среде.

Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и обучающихся-инвалидов предполагает соблюдение следующих позиций:

1) расписание и содержание занятий с обучающимися с ОВЗ строится педагогическими работниками МДОУ №1 в соответствии с АОП ДО, разработанным индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА для ребенка-инвалида;

2) создание специальной среды;

3) предоставление услуг ассистента (помощника), если это прописано в заключении ПМПК;

4) порядок и содержание работы ППк МДОУ №1.

В группах компенсирующей направленности для обучающихся с ОВЗ осуществляется реализация АОП ДО для обучающихся с УО (ИН).

При составлении АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1 ориентировалось на:

- формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;

- создание оптимальных условий совместного обучения обучающихся с УО (ИН) и здоровых обучающихся с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

- личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку и осмысление результатов действия.

В  АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1 определяется оптимальное для ребенка с УО (ИН) соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства.

АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1 обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей). В ее структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков развития, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работ.

Реализация индивидуальной АОП ДО ребенка с УО (ИН) в общеобразовательной группе реализуется с учетом:

- особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

- особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками МДОУ №1;

- вариативности, технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с УО (ИН) к включению в среду нормативно развивающихся детей;

- критериев готовности ребенка с УО (ИН) продвижению по этапам инклюзивного процесса;

- организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка с УО (ИН) в инклюзивной группе.

АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1 предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие обучающихся с задержкой психоречевого развития раннего возраста и обучающихся с УО (ИН) дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами:

1. Личностно-порождающее взаимодействие педагогических работников с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с УО (ИН) предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах образовательной деятельности педагогический работник занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка с УО (ИН).

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка с УО (ИН), то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других обучающихся), стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с УО (ИН), учитывая, что у обучающихся с УО (ИН) игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно не развивается.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с УО (ИН) и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. Учитывая особенности познавательной деятельности обучающихся с УО (ИН), переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с УО (ИН). Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у обучающихся могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.

7. Профессиональное развитие педагогических работников, направленное на развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с УО (ИН), а также владения правилами безопасного пользования интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогических работников и управленцев, работающих по Программе.

Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка с УО (ИН), о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы дошкольного образования; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.

 

 

не указано
не указано

Аннотации к рабочим программам, рабочие программы

АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1 определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:

1. Предметная деятельность.

2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).

3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).

4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержательный раздел АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1 включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с УО (ИН) в социум.

Программа коррекционно-развивающей работы:

1. Является неотъемлемой частью АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1 в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.

3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся дошкольного возраста с УО (ИН), удовлетворение которых открывает возможность общего образования.

АОП ДО для обучающихся с УО (ИН) МДОУ №1 обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся дошкольного возраста с УО (ИН) в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

Цель: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с УО (ИН), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Педагогическая работа с родителям (законным представителям) в дошкольных образовательных организациях направлена на решение следующих задач: повышение педагогической компетентности у родителей (законных представителей); формирование потребности у родителей (законных представителей) в содержательном общении со своим ребенком; обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям воспитания и обучения обучающихся; создание в семье адекватных условий воспитания обучающихся. Учитель-дефектолог проводит обследование ребенка по основным линиям развития и разрабатывает программу воспитания и обучения ребенка. При разработке программы учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы, направленные на коррекцию специфических отклонений у обучающихся с эмоциональными двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями. Родителям (законным представителям) дается информация об условиях, необходимых для развития познавательной активности ребенка и самостоятельности в семье. Специалисты периодически консультируют родителей (законных представителей) по вопросам динамики развития ребенка и организации деятельности и поведения ребенка в условиях семьи.

АОП ДО для обучающихся с ТНР МДОУ №1

Наименование АОП ДО для обучающихся с ТНР МДОУ №1
Программа является адаптированной да
Государственная аккредитациянет
Языки, на которых осуществляется обучение русский
Уровень образования не указан
Нормативный срок обучения 2 года
Форма обучения очная

Информация о численности обучающихся

Общая численность обучающихся 24
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 24
Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами 0
АОП ДО для обучающихся с ТНР МДОУ №1
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано

Описание образовательной программы

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 1» (далее - АОП ДО для обучающихся с ТНР МДОУ №1) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МДОУ №1 для обучающихся с ТНР, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО).

Обязательная часть АОП ДО для обучающихся с ТНР МДОУ №1 соответствует ФАОП ДО в части работы с детьми с ТНР  и составляет 60% от её общего объема, а часть формируемая участниками образовательных отношений составляет 40% от её общего объема, разработана с учетом «Космплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» /Н.В. Нищева. – С-Петербург: ДЕТСКТВО-ПРЕСС, 2020. – 235с. (далее – КОП ДО для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет).

Направлениями деятельности МДОУ №1, реализующего АОП ДО для обучающихся с ТНР МДОУ №1, являются:

- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

- формирование предпосылок учебной деятельности;

- сохранение и укрепление здоровья;

- коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся;

- создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для обучающихся сТНР;

- формирование у обучающихся общей культуры.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и заключений ПМПК.

Обучающиеся с ТНР могут получать коррекционно-педагогическую помощь как в группах комбинированной и компенсирующей направленности, так и в инклюзивной образовательной среде.

Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и обучающихся-инвалидов предполагает соблюдение следующих позиций:

1) расписание и содержание занятий с обучающимися с ОВЗ строится педагогическими работниками МДОУ №1 в соответствии с АОП ДО, разработанным индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА для ребенка-инвалида;

2) создание специальной среды;

3) предоставление услуг ассистента (помощника), если это прописано в заключении ПМПК;

4) порядок и содержание работы ППк МДОУ №1.

В группах компенсирующей направленности для обучающихся с ОВЗ осуществляется реализация АОП ДО для обучающихся с ТНР.

В группах комбинированной направленности реализуются две программы: АОП ДО для обучающихся с ТНР и основная образовательная программа дошкольного образования.

При составлении АОП ДО для обучающихся с ТНР МДОУ №1 ориентировалось на:

- формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;

- создание оптимальных условий совместного обучения обучающихся с ТНР и здоровых обучающихся с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

- личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку и осмысление результатов действия.

В  АОП ДО для обучающихся с ТНР МДОУ №1 определяется оптимальное для ребенка с ТНР соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства.

АОП ДО для обучающихся с ТНР МДОУ №1 обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей). В ее структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков развития, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работ.

Реализация индивидуальной АОП ДО ребенка с ТНР в общеобразовательной группе реализуется с учетом:

- особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

- особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками МДОУ №1;

вариативности, технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с ТНР к включению в среду нормативно развивающихся детей;

критериев готовности ребенка с ТНР продвижению по этапам инклюзивного процесса;

организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка с ТНР в инклюзивной группе.

АОП ДО для обучающихся с ТНР МДОУ №1 предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие обучающихся с ТНР дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами:

1. Личностно-порождающее взаимодействие педагогических работников с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ТНР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах образовательной деятельности педагогический работник занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка с ТНР.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка с ТНР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других обучающихся), стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, учитывая, что у обучающихся с ТНР игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно не развивается.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. Учитывая особенности познавательной деятельности обучающихся с ТНР, переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ТНР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития речи у обучающихся могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.

7. Профессиональное развитие педагогических работников, направленное на развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ТНР, а также владения правилами безопасного пользования интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогических работников и управленцев, работающих по АОП ДО для обучающихся с ТНР МДОУ №1.

Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка с ТНР, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы дошкольного образования; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.

не указано
не указано

Аннотации к рабочим программам, рабочие программы

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Нищева Н.В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Нищева Н.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

Обязательная часть АОП ДО для обучающихся с ТНР МДОУ №1разработана с учетом «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»/ Н.В. Нищева.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Коррекционно-развивающая работа строится на общедидактических и специфических принципах. Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе учителя-логопеда обеспечивает выбор адекватной коррекционной методики.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания, медицинского работника МДОУ, воспитателей и родителей.

АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №1

Наименование АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №1
Программа является адаптированной да
Государственная аккредитациянет
Языки, на которых осуществляется обучение русский
Уровень образования не указан
Нормативный срок обучения 2 года
Форма обучения очная

Информация о численности обучающихся

Общая численность обучающихся 8
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 8
Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами 0
АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №1
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано
не указано

Описание образовательной программы

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 1» (далее - АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №1) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МДОУ №1 для обучающихся с ЗПР, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО).

Обязательная часть АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №1 соответствует ФАОП ДО в части работы с детьми с ЗПР  и составляет 60% от её общего объема, а часть формируемая участниками образовательных отношений составляет 40% от её общего объема, разработана с учетом учебного пособия «Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного  возраста с задержкой психического развития»: учебное пособие / Т.Г. Неретина. – Москва: ИНФА-М, 2021. – 308с. (далее – КВР с детьми с ЗПР).

Направлениями деятельности МДОУ №1, реализующего АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №31являются:

- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

- формирование предпосылок учебной деятельности;

- сохранение и укрепление здоровья;

- коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся;

- создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для обучающихся с ЗПР;

- формирование у обучающихся общей культуры.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и заключений ПМПК.

Обучающиеся с ЗПР могут получать коррекционно-педагогическую помощь как в группах комбинированной и компенсирующей направленности, так и в инклюзивной образовательной среде.

Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и обучающихся-инвалидов предполагает соблюдение следующих позиций:

1) расписание и содержание занятий с обучающимися с ОВЗ строится педагогическими работниками МДОУ №1 в соответствии с АОП ДО, разработанным индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА для ребенка-инвалида;

2) создание специальной среды;

3) предоставление услуг ассистента (помощника), если это прописано в заключении ПМПК;

4) порядок и содержание работы ППк МДОУ №1.

В группах компенсирующей направленности для обучающихся с ОВЗ осуществляется реализация АОП ДО для обучающихся с ЗПР.

В группах комбинированной направленности реализуются две программы: АОП ДО для обучающихся с ЗПР и основная образовательная программа дошкольного образования.

При составлении АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №1 ориентировалось на:

- формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;

- создание оптимальных условий совместного обучения обучающихся с ЗПР и здоровых обучающихся с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

- личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку и осмысление результатов действия.

В  АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №1 определяется оптимальное для ребенка с ЗПР соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства.

АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №1 обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей). В ее структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков развития, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работ.

Реализация индивидуальной АОП ДО ребенка с ЗПР в общеобразовательной группе реализуется с учетом:

- особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

- особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками МДОУ №1;

вариативности, технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с ЗПР к включению в среду нормативно развивающихся детей;

критериев готовности ребенка с ЗПР продвижению по этапам инклюзивного процесса;

организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка с ЗПР в инклюзивной группе.

АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №1 предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие обучающихся с задержкой психоречевого развития раннего возраста и обучающихся с ЗПР дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами:

1. Личностно-порождающее взаимодействие педагогических работников с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ЗПР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах образовательной деятельности педагогический работник занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка с ЗПР.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других обучающихся), стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР, учитывая, что у обучающихся с ЗПР игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно не развивается.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. Учитывая особенности познавательной деятельности обучающихся с ЗПР, переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у обучающихся могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.

7. Профессиональное развитие педагогических работников, направленное на развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ЗПР, а также владения правилами безопасного пользования интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогических работников и управленцев, работающих по Программе.

Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка с ЗПР, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы дошкольного образования; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.

не указано
не указано

Аннотации к рабочим программам, рабочие программы

 Программа разработана с учетом учебного пособия «Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного  возраста с задержкой психического развития»: учебное пособие / Т.Г. Неретина.

АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №1 определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:

1. Предметная деятельность.

2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).

3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).

4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Реализация АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №1 обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации АОП ДО для обучающихся с ЗПР МДОУ №1, возраста обучающихся с ЗПР, состава групп, особенностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей).

Лицензия на осуществление образовательной деятельности



Методические материалы